В прошлом году компания Fujifilm выпустила свою первую компактную системную фотокамеру со сменными объективами X-Pro1, которая была нацелена сразу на премиум-сегмент. X-Pro1 получила довольно лестные отзывы от энтузиастов и продвинутых пользователей. Логичным продолжением фирменной линейки X стал выпуск более компактной и дешевой модели — системной камеры X-E1. Этот компактный фотоаппарат со сменными объективами позаимствовал у своего предшественника 16-мегапиксельную матрицу формата APS-C и байонет X-Mount.
Когда продукт ориентирован на премиум-сегмент рынка, то, конечно, он должен обладать соответствующей «упаковкой». В случае с фотокамерой X-E1 можно говорить о ретро-дизайне корпуса, который стал фирменным для семейства фотоаппаратов X. Любителям стильных и оригинальных вещей дизайн системной камеры Fujifilm X-E1однозначно должен понравиться. Здесь сохранены все черты предыдущей модели X-Pro1, но при этом новинка стала более компактной и легкой. Габариты уменьшились примерно на 30 процентов.
Однако это не означает, что камера Fujifilm X-E1 получилась карманной и миниатюрной. Фотоаппарат со всем не маленький, особенно учитывая довольно крупную оптику. Вместе с аккумулятором и картой памяти новинка весит порядка 350 грамм. Если сравнивать ее с другими моделями беззеркальных фотоаппаратов, присутствующими в настоящее время на рынке, то X-E1проигрывает некоторым своим конкурентам. В то же время она смотрится гораздо выигрышнее в сравнении с профессиональными зеркальными аппаратами. Камеру X-E1можно спокойно держать одной рукой, но все-таки при фотографировании для настройки и зуммирования придется задействовать вторую руку.
Хотя внешне новинка сильно напоминает своего предшественника, бросаются в глаза две вещи. Во-первых, здесь отсутствует привычное окошко видоискателя – вместо гибридного электронно-оптического в камере X-E1 используется электронный. Во-вторых, теперь из магниевого сплава выполнены только верхняя и передняя панели. Это способствовало удешевлению конструкции фотоаппарата. Задняя панель вместе с клавишами на ней полностью изготовлена из пластика, а дисковые переключатели, располагающиеся сверху корпуса, выточены из металла. Верхняя панель обзавелась встроенной вспышкой и двумя отверстиями стерео микрофона.
В остальном отличия от камеры X-Pro1 минимальны. Модель X-E1доступна в двух классических решениях корпуса. Серебристый и черный цвет как никакие другие подходят к ретро-дизайну аппарата. X-E1 в серебристом исполнении вероятно, больше придется по вкусу приверженцам Hi-Tech, в то время как черный вариант предпочтут пользователи, ценящие эстетику и особый стиль.
Матрица X-Trans CMOS
Что касается сенсора, то он остался без изменений. Здесь используется все та же 16,3-мегапиксельная X-Trans CMOS-матрица формата APS-C с первичным цветовым фильтром, которой была оснащена камера X-Pro1. Так что по качеству снимков эти фотоаппараты должны быть сопоставимы. Особенностью этого сенсора является специально разработанный цветовой фильтр c нерегулярным расположением пикселей. Пиксели в матрице организованы в блоки размером 6х6, но при этом расположение цветных пикселей является не строго упорядоченным. Такая схема позволила отказаться от применения оптического низкочастотного фильтра, использующегося в обычных сенсорах для устранения муара за счет снижения разрешения.
Производитель отмечает, что случайное расположение цветового фильтра позволяет не только получать фотографии с беспрецедентным разрешением, но и способствует подавлению шумов при съемке с высокой чувствительностью ISO. Большая матрица размера APS-C дает возможность снимать детализированные кадры и создавать художественный эффект «боке» при съемке с малой глубиной резкости.
X-Trans CMOS-матрица по-прежнему работает в связке с процессором EXR Pro. Но это взаимодействие было оптимизировано и теперь камера отличается быстрым откликом – ей требуется чуть меньше секунды на включение. В то же время осталась без изменений серийная съемка шести кадров в секунду.
Зато по сравнению с предыдущей моделью в камере X-E1 был расширен рабочий диапазон ISO — 200 – 6400 единиц (раньше все ограничивалось 3200 ISO). Это позволяет избежать проблем со смазанностью изображения и съемкой в условиях недостаточной освещенности. Тем более, что значения ISO могут расширяться до 100 в одну сторону и до 25600 в другую.
Электронный OLED видоискатель
Одно из ключевых нововведений камеры Fujifilm X-E1 –использование электронного видоискателя OLED вместо гибрида оптического и электронного, применявшегося в моделях X100 и X-Pro1. Отсутствие оптического видоискателя можно назвать неким шагом назад, однако такое решение позволило уменьшить габариты устройства и снизить его стоимость.
Помимо всего прочего, новый электронный OLED видоискатель действительно очень неплох. Он обладает разрешением 2,36 млн. точек, что является на сегодняшний день максимальным для EVF, и высокой контрастностью 1:5000. Кроме того, электронный видоискатель, используемый в X-E1, отличается 100% зоной охвата кадра и широким углом обзора в25 градусов.
Конечно, оптический видоискатель хорош тем, что дает естественную картинку без малейшей задержки. Однако электронный OLED видоискатель благодаря своей высокой разрешающей способности способен нивелировать разницу между картинкой реальной и переданной с матрицы.
Сам видоискатель представляет собой уникальную структуру линз, состоящую из двух стеклянных элементов и двойного асферического элемента. Благодаря такой конструкции инженерам Fujifilm удалось добиться изображения исключительной четкости с отсутствием каких-либо искажений.
В фотокамере X-E1 имеется ЖК-дисплей с диагональю 2,8 дюйма. По сравнению с X-Pro1 он довольно существенно потерял в разрешении – с 1,23 миллиона точек всего до 460 000 пикселей. В этой связи экран точно нельзя назвать сильной стороной камеры X-E1. К тому же, дисплей здесь фиксированный, неповоротный, что также является существенным недостатком. Возвращаясь к электронному OLED видоискателю, стоит отметить, что камера X-E1 оснащена регулятором диоптрийной настройки, располагающимся сбоку от видоискателя. С его помощью пользователь может настраивать изображение в видоискателе в соответствии с особенностями своего зрения.
Объектив FujinonXF 18-55 мм f/2.8
Вместе с компактной камерой предлагается зум-объектив Fujinon XF 18-55 мм f/2.8, конструкция которого состоит из 14 элементов в 10 группах, включая три асферических элемента, один элемент из специального нерассеивающего стекла, а также семилепестковую диафрагму. Этот объектив предоставляет возможность работы с часто используемыми фокусными расстояниями в диапазоне от широкоугольного положения до телефото – 27 — 84 мм в эквиваленте 35 мм. Примечательно, что в фотокамере X-E1 была улучшена система работы линейного привода автофокуса. Теперь время наведения на резкость при использовании нового зум-объектива 18 — 55 мм составляет всего 0,1 секунды.
Для крепления оптики предусмотрен фирменный байонет X-Mount. Адаптер M Mount для X-E1 был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать расстояние от крепления объектива до матрицы (17,7 мм) и одновременно установить объектив всего на 7,5 мм над уровнем корпуса. Малый ассортимент сменной оптики был проблемой для Fujifilm. В частности, на момент выхода модели X-Pro1пользователям предлагалось только три объектива с фиксированным фокусным расстоянием.
В прошлом году количество объективов для семейства компактных камер X было увеличено до пяти. В 2013 году компания планирует довести парк фирменной оптики до 10 штук, что является хорошей новостью для фотографов, которые предпочли выбрать камеру X-E1. Возможно, в скором времени по ассортименту сменной оптики для беззеркальных аппаратов Fujifilncможет соперничать с такими компаниями, как Olympus и Panasonic.
Съемка видео и творческие режимы
Реализации такой функции, как съемка видео, в Fujifilm никогда не уделяли такого уж пристального внимания. Поэтому в фотокамере X-E1 все осталось практически без изменений. Фотоаппарат позволяет снимать видеоролики в формате Full HD (1080p) с частотой 24 кадра в секунду. Здесь нет возможности снимать фотографии в процессе видеосъемки, изменять значения выдержки или ISO. От съемки видео не приходится ждать какого-то серьезного качества. Единственное улучшение по сравнению с X-Pro1 – это возможность использования внешнего микрофона. Для подключения микрофона предусмотрено специальное гнездо.
Для оперативного доступа к различным режимам съемки и основным функциям используется кнопка QuickMenu. Что касается самих режимов съемки, то они, в целом, стандартны за исключением специальных режимов имитации пленки. Эти режимы наверняка придутся по вкусу тем фотографам, кто любит старые пленки и классические пленочные аппараты. Встроенная автоматика камеры X-E1 позволяет имитировать цвет и тональность известных фотопленок. В частности, пользователям доступны эффекты пленок Provia, Astia, и Velvia с живой и красивой цветопередачей. Также в камере X-E1 можно задействовать режим мультиэкспозиции (имитация наложения изображения на другое посредством двойного экспонирования кадра) и панорамную съемку.
Необходимо отметить, что в новой камере Fujifilm X-E1 появилась встроенная вспышка. Впрочем, ничего примечательного в ней нет, она довольно стандартная — ведущее число 7 (при ISO 200). Имеется функция подавления эффекта красных. Помимо всего прочего, камера обзавелась и возможностью дистанционного спуска затвора по USB кабелю. В предшествующей модели был доступен только механический спуск с использованием тросика. Наконец, еще одно немаловажное изменение заключается в том, что время записи RAW-файлов на карту памяти теперь, по заверению производителя, занимает в два раза меньше времени. А вот аккумулятор не изменился. Здесь используется тот же, что и в модели X-Pro1- батарея емкостью 1200 мАч, которой хватает примерно на 350 снимков.
Итак, перед нами улучшенная версия фотокамеры Fujifilm X-Pro1. Камера X-E1 доступнее по цене, компактнее и легче своего старшего собрата. Кроме того, она получила встроенную вспышку, разъем для подключения внешнего микрофона, улучшенную систему фокусировки и более широкий диапазон светочувствительности ISO.
Из недостатков можно отметить только электронный, а не гибридный видоискатель и не самый лучший ЖК-дисплей. Тем не менее, очевидно, что новинка сумела сохранить все самые сильные стороны своего предшественника, что вкупе с более низкой ценой должно обеспечить фотокамере Fujifilm X-Pro1 хорошие перспективы на рынке системных аппаратов со сменной оптикой. Работу этой камеру смогут по достоинству оценить как профессионалы, так и простые любители фотографии.